Изменения в налоговом законодательстве, важные для субъектов малого предпринимательства в 2019 году

Налоговое законодательство в РФ достаточно противоречиво и изменчиво. Каждый год изменения касаются и предпринимателей, и компаний, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Для бизнеса всегда остается актуальным вопрос изменений в законодательстве. Рассмотрим основные из них. 


В 2018 году наконец-то заработал сервис, позволяющий проверить компании. В рамках сервиса «прозрачный бизнес» возможно получить следующую информацию о них:

  • задолженностях и штрафах;
  • налоговых правонарушениях;
  • спецрежимах;
  • среднесписочной численности работников;
  • участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • плаченных налогах и сборах;
  • доходах и расходах.

Положительным аспектом изменений является возможность снизить риски в части проверки контрагентов, а также привлечь к ответственности в связи с получением необоснованной налоговой выгоды. 

Однако некоторые субъекты малого предпринимательства считают, что, поскольку такой сервис требует дополнительной регистрации, он одновременно будет являться механизмом дополнительного контроля за налогоплательщиками, ведь налоговый орган в режиме онлайн видит, кого конкретно проверяет налогоплательщик, какие у него запросы. 

Так, в настоящее время бизнес проверяется с помощью системы АСК, которая отслеживает прежде всего уплату НДС. Теперь налоговый орган будет контролировать запросы по проверке контрагентов. 

В целом, сервис проверки контрагентов давно требовал доработки, поскольку проверка сведений из ЕГРЮЛ не гарантирует отсутствие претензий в получении необоснованной налоговой выгоды согласно статье 54.1 НК РФ.

Второе важное изменение для субъектов малого предпринимательства связано с повышением уплаты страховых взносов. Такое повышение происходит ежегодно, но не за счет увеличения процентных ставок налога, а за счет повышения лимитов доходов для начисления страховых взносов. Так, в 2019 году база для начисления страховых взносов в ФСС составит 815 000 руб., а база для начисления взносов в ПФР по «обычному» тарифу – 1 021 000 руб. 

В целом данное изменение для субъектов малого предпринимательства можно характеризовать как негативное, поскольку для бизнеса существующие взносы являются значительными. 

Третье изменение касается увеличения НДС. Увеличение НДС важно как для тех субъектов малого предпринимательства, которые применяют общую систему налогообложения, так и для тех, кто использует упрощенную систему налогообложения. Если те, кто применяет общую систему налогообложения, должны пересмотреть договоры и могут принять НДС к вычету, то те, кто применяют УСН, должны при планировании договорной работы учесть, что затраты увеличатся фактически на 2% за счет увеличения налога. 

Но существует и ряд других поправок, которые касаются именно этого налога. Так возможно применять ставку 0% при реэкспорте товаров, а также при предоставлении контейнеров. Кроме того, с 2018 года уточнен порядок раздельного учета, который распространяется, например, на те компании, которые осуществляют, например, экспортно-импортные операции и ведут реализацию продукции в Российской Федерации. Раздельный учет будут вести все налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые операции. Исключений для тех, кто соблюдает правило «5 процентов», нет. 

В случае получения субъектом малого предпринимательства субсидий по таким субсидиям нельзя будет воспользоваться вычетом по НДС. 

В целом поправки, связанные с изменениями НДС, носят негативный характер для бизнеса, поскольку затраты малого бизнеса, который использует упрощенную систему налогообложения, возрастут. Но и те, кто применяют общую систему налогообложения, не очень довольны, поскольку увеличение стоимости товара может негативно сказаться на спросе, вызвать очередной виток кризиса в малом бизнеса. 

Четвертая поправка связана со снижением сроков налоговой проверки по НДС благодаря автоматизации процесса проверки. Так, срок проверки снижен с 3 до 2 месяцев соответственно. Подобная поправка является положительной, поскольку позволяет быстрее получать возмещение по НДС. Но стоит при этом помнить, что налоговый орган продолжает относить большинство компаний и индивидуальных предпринимателей к категориям налогового риска. Это можно увидеть из диаграммы, размещенной на сайте налогового ведомства.

Планируемые поправки для субъектов малого предпринимательства 

В настоящее время обсуждается поправка, которая связана с отменой транспортного налога. Об этой поправке достаточно долго говорили в свете введения платежей Платон. 

До 2018 года были списаны долги по транспортному налогу, а с 2019 года фактически этот налог перестанет существовать. Однако не стоит думать, что налог пропадет совсем. Дело в том, что этот налог перейдет в стоимость бензина и фактически отразится на его стоимости. Это может привести к повышению цен на все товары, в стоимость которых входит доставка, сбор урожая и другие затраты, связанные с горюче-смазочными материалами. 

Еще одним планируемым изменением для малого бизнеса является отмена бухгалтерской отчетности для компаний, которые используют контрольно-кассовую технику. Отмену налога планируется произвести для представителей розничной торговли, использующих новую контрольно-кассовую технику (ККТ). В целом данная мера носит положительный характер и является достаточно ожидаемой, поскольку, естественно, компании заинтересованы в том, чтобы вести минимум документов и сдавать меньший объем отчетности. Но подобная поправка фактически ущемляет те компании, которые работают только с использованием расчетного счета. 

Планирование налогообложения МСП 

Планирование налогообложения МСП связано с использованием ряда методов в налоговом планировании. Понятно, что малые предприятия не используют оффшоры и иные дорогостоящие и рискованные инструменты, но при этом снизить налоговое бремя все же возможно. 

К законным методам налогового планирования относятся: 

1. Использование специальных налоговых режимов 

2. Исключение расходов, которые возможны за счет чистой прибыли 

3. Освобождение от налогообложения 

4. Перенос убытков на будущее 

5. Использование льготных тарифов 

6. Использование необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами операций 

Основной вариант налоговой оптимизации состоит в применении УСН. 

Упрощенная система налогообложения имеет два объекта налогообложения: 

6% с доходов; 

15% с доходов за минусом расходов, но не менее 1% с доходов. 

При этом оптимизация возможна и путем использования единого налога на вмененный доход. Экономия позволяет уплачивать налог в размере фиксированных платежей. Условия применения ЕНВД устанавливаются муниципальными властями, поэтому в разных местностях они могут существенно отличаться. Если у компании есть возможность выбирать, где именно вести деятельность, переведенную на «вмененку», то можно попробовать выбрать наиболее выгодные для себя условия. В частности, фактор налога можно учесть, когда только планируется развитие торговой сети и еще не определены места развития магазинов. Поскольку размер ЕНВД связан с численностью штата работников, возможно его уменьшение за счет сокращения персонала. При этом следует иметь в виду, что данное организационное мероприятие должно осуществляться с соблюдением всех требований трудового законодательства. 

Оптимизировать также можно НДС при реализации отдельной продукции:

  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения;
  • услуг по содержанию детей в образовательных организациях;
  • продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания;
  • услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
  • услуг по перевозке пассажиров.

Еще одним вариантом налоговой оптимизации является грамотная учетная политика и правильно составленные договоры. Методы распределения доходов между периодами следующие. Если доходы связаны с работами или услугами, которые осуществляются более одного налогового периода или имеют место сразу в двух налоговых периодах (например, начаты в сентябре 2016 года, а закончены в феврале 2017-го), то их нужно распределять между периодами, но только в том случае, если в договоре с заказчиком не предусмотрена поэтапная сдача работ. 

Какой порядок распределения выбрать? Чаще всего организации распределяют доходы:

  • Равномерно путем деления на количество отчетных периодов, в котором действует договор;
  • Пропорционально произведенным затратам – в этом случае нужно составить смету расходов на выполнение данного договора.
  • Если долговременные доходы распределять пропорционально произведенным затратам, то, если в каком-либо периоде не было расходов, то и налогооблагаемой прибыли у организации не возникнет.
  • Прямые и косвенные расходы
  • Расходы на производство и реализацию распределяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты:
  • 1на приобретение сырья и материалов;
  • 2на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;
  • 3на оплату труда производственного персонала, а также начисленные на них суммы взносов;
  • 4на амортизацию по основным средствам, используемым при производствец товаров, работ, услуг.

Организация может самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен НК РФ. Этот перечень фирма должна закрепить в учетной политике, но, безусловно, любой предмет налоговой оптимизации при этом должен быть подвергнут сомнению и проверен. 

Снижение рисков МП при налоговых проверках 

Прежде всего необходимо понять, как налоговый орган приходит к выводам о неуплате налогов или неполной уплате. В процессе проверки налоговый орган, как правило:

  • опрашивает руководителей, лиц, ответственных за исполнение и принимающих товары, а также бухгалтеров организации-налогоплательщика и его контрагентов об обстоятельствах заключения и исполнения сомнительного договора;
  • истребует предоставление первичных документов, подтверждающих сомнительные финансово-хозяйственные операции, в том числе и необязательные – переписку, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда/выезда и выдачи пропусков, другой документации;
  • анализирует документы и сопоставляет данные с целью поиска несоответствий. Например, в договоре количество товара может быть указано в штуках, тогда как в счетах-фактурах и товарных накладных – в тоннах.
  • сверяет идентичность первичных бухгалтерских документов, при необходимости назначает проведение почерковедческой экспертизы;
  • в случае установления в числе контрагентов налогоплательщика организаций, относящихся к группе риска (фирмы-однодневки, аффилированные организации), проводит комплекс мероприятий, направленных на связь указанных организаций лиц с должностными лицами организации-налогоплательщика;
  • с наличием доказательств аффилированности иностранных партнеров проверяет сведения о физических лицах, представляющих интересы иностранных компаний на территории России. Зачастую это номинальные директора, которые даже не пересекали границу РФ. Налоговики запрашивают сведения об операциях иностранных партнеров в Центробанке РФ и Росфинмониторинге. Вся эта схема направлена на выявление конечного бенефициара и реальной цели сделок;
  • проводит обыски помещений с целью поиска печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций, флешнакопителей, серверов, токенов, рутокенов и т.д.
  • Еще одной проблемой является проблема дробления бизнеса. Чтобы снизить этот риск, нужно выделить риск среди прошлых налоговых периодов и наметить план по исключению признаков дробления:
  • выполнение сотрудниками организаций одной и той же работы в соответствии с должностными обязанностями;
  • совместное хранение организациями бухгалтерских документов и документов по ведению финансово-хозяйственной деятельности, использование единого IP-адреса;
  • открытые расчетные счета компаний одними и теми же лицами в одних и тех же банках;
  • товарно-материальное обеспечение, которым занимается один менеджер по снабжению;
  • расторжение договоров с заказчиками либо заключение дополнительных договоров с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях в случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке».

Использование тех же методов позволяет снизить риск как выездной налоговой проверки, так и доначисления налогов. К признакам рисков относятся:

  • назначение налоговой проверки;
  • различные доначисления, произведенные налоговой службой на основе проверки;
  • приостановление операций по банковскому счету.
  • Основные виды рисков, на которые нужно обратить внимание:
  • отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов;
  • оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними;
  • использование офшорных компаний и офшорных схем;
  • применение схем «дробления» бизнеса;
  • «аренда» персонала;
  • трансфертное ценообразование (ТЦО).

 

Источник: https://fingazeta.ru/

               
02 декабря 2018
Наверх